Большевики оторвали белорусов от общерусской нации благодаря насильственной белорусизации
Утверждение
«Действительно, именно большевики в начале 1920-х начали насильственную политику «белорусизации» белорусов, а на деле – пагубную политику отрыва нас от общерусской нации. Вплоть до установления Советской власти вся серьезная отечественная и мировая академическая наука рассматривала великороссов, малороссов (украинцев) и белорусов в качестве единого русского народа (этому у нас была посвящена целая серия материалов). Насильственные шаги по переводу преподавания, делопроизводства и прочего на мову вызывало протест и сопротивление всех слоёв белорусского общества – и коммунистов, и беспартийных, и интеллигенции, и рабочих. К «белорусизации» резко негативно относилось население состоявших в составе РСФСР Витебщины, Могилёвщины и Гомельщины. Если бы большевики были подемократичнее в методах, пресловутая «белорусизация» могла стать серьезным препоном на пути воссоединения белорусских земель в единой республике».
«Стоит напомнить, что к концу правления Сталина подавляющее большинство школ, газет, журналов, книг в Белорусской ССР были белорусскоязычными. Лишь ослабление диктата и насильственной национальной политики в 1960-1980-х гг. позволил возродить свои позиции русскому языку. Именно русскому языку отдали своё предпочтение простые белорусы».
Пропагандистские нарративы
Опровержение
Данная публикация содержит манипулятивные и исторические утверждения, призванные дискредитировать белорусский язык и культуру. Развитие белорусского языка и литературы было объективным историческим процессом, которое активизировалось в конце XIX – начале XX веков, задолго до прихода к власти большевиков. Первая регулярная газета на белорусском языке («Наша доля») начала выходить в 1906 году. Белорусская грамматика для школ под редакцией Бронислава Тарашкевича была издана еще в 1918 году – именно она лежала в основе программ преподавания белорусского языка в БССР.
В целом, русский язык в конце XIX – нач. XX вв. совсем редко употреблялся на белорусских землях. Как следует из результатов переписи населения Российской империи 1897 года, русский язык был родным обычно для 5-10% населения различных районов Беларуси. Самый высокий показатель был в Витебском районе (20%) за счет большого числа русскоязычных жителей Витебска (зачастую еврейское население), при этом во многих частях Беларуси русский язык был родным лишь для 1-2% жителей.
В 1920-е годы действительно имело место краткосрочная пора развития национальной культуры в СССР, однако в 1930-е годы она сменилась жесткими репрессиями и массовым уничтожением белорусской интеллигенции. В советский период были предприняты систематические попытки искусственного сближения белорусского языка с русским путем внедрения в литературный белорусский язык не присущих ему русизмов в области морфологии, синтаксисе, фразеологии и лексикологии. Эта тенденция подробно описана в одном из исследований Станислава Станкевича. В целом, белорусский язык имеет богатую историю, и использовался еще в официальном документообороте ВКЛ, в том числе при создании Статута ВКЛ 1588 года. Больше на данную тему читайте:
- Большевики сделали из белорусского диалект, противопоставленный русскому языку;
- У белорусов не было никакого желания писать на «роднай мове»;
- Родным языком Скорина был русский.
Публикация также содержит пропаганду (еще имперских времен!) о так называемом триедином русском народе, которая используется Кремлем уже не одно столетие с целью подорвать белорусскую и украинскую идентичности. Концепция так называемого Русского мира отводит белорусам и украинцам неполноценную, зависимую роль в отношениях с Россией. Утверждение о так называемом «триедином народе» давно опровергнуто с исторической и культурологической точек зрения. Читайте опровержения схожих пропагандистских посылов в наших более ранних статьях-опровержениях:
- Беларусы – это русские;
- Белороссы и великороссы – это один народ;
- Беларусь, по существу, – это Россия, и без России существовать не может.
Интернет-издание «Телескоп», разместившее данную публикацию, принадлежит к сети региональных сайтов пропаганды, предположительно связанной с российской организацией CIS-EMO, подробнее – в исследовании Центра EAST и iSANS. Редактором «Телескопа» является Лев Криштапович, сторонник концепции западнорусизма, в рамках которой отрицается существование белорусского народа в качестве полноценного и самостоятельного.