
БССР и БНР – сепаратистские проекты
Утверждение
«В преамбуле действующей Конституции Республики Беларусь записано, что народ РБ принимает основной закон страны, «опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности». Что это за «многовековая история»? Очевидно, авторы Конституции исходили из романтического национального мифа, согласно которому белорусскими государствами признаются Полоцкое княжество, Великое княжество Литовское, и даже Речь Посполитая рассматривается как белорусско-польско-литовская держава».
«С нашей точки зрения, дихотомия БССР/БНР является ложной: оба проекта белорусской государственности разрабатывались и реализовывались социалистической интеллигенцией, ставившей своей целью максимально возможное отторжение Белоруссии от остальной России. В этой связи вполне логично, что многие «государственные деятели» воображаемой БНР стали впоследствии советскими служащими в аппарате реальной БССР».
«Таким образом, в период революционных потрясений идеология белорусского национализма, которой придерживались левые политические организации, имела сугубо маргинальный характер. Большинство белорусов считало себя частью триединого русского народа и не видело необходимости в национально-государственном обособлении своей малой родины. Если предположить, что Временному правительству удалось бы взять под контроль ситуацию в стране и созвать Учредительное собрание, Белоруссия, несомненно, осталась бы неотъемлемой частью России. Однако в октябре 1917-го власть в стране захватила та единственная российская политическая сила, которая последовательно поддерживала белорусских и украинских сепаратистов в их борьбе с «великоросским шовинизмом».
Пропагандистские нарративы
Опровержение
Данная публикация продвигает несколько прокремлевских пропагандистских посылов. Прежде всего, публикация оперирует ненаучными и антиисторическими понятиями, чтобы очернить страницы белорусской истории, которые не были связаны с российской. Большинство населения Великого Княжества Литовского составляли предки современных белорусов, украинцев и литовцев. Основным канцелярским языком ВКЛ был старобелорусский язык, и ВКЛ можно рассматривать формой государственности белорусов не в меньшей степени, чем Московское княжество и Российскую империю как исторические формы российской государственности. Больше на данную тему читайте:
● Территории Беларуси не входили в ВКЛ, там жили русские;
● Восточнославянским первопечатником является не Франциск Скорина, а Иван Федоров;
● Беларусь, по существу, – это Россия, и без России существовать не может.
Также транслируется пропаганда (еще имперских времен!) о так называемом триедином русском народе, которая используется Кремлем уже не одно столетие с целью подорвать белорусскую и украинскую идентичности. Концепция так называемого Русского мира отводит белорусам и украинцам неполноценную, зависимую роль в отношениях с Россией. Утверждение о так называемом «триедином народе» давно опровергнуто с исторической и культурологической точек зрения.
Публикация содержит исторические измышления типа «большинство белорусов считало себя частью триединого русского народа». Представители белорусского народа четко выразили свою позицию в ходе Первого Всебелорусского съезда в 1917 года, а далее в виде провозглашения независимой и суверенной Белорусской народной республики в 1918 году. Большевики никоим образом не пеклись о белорусской государственности – они позже были вынуждены пойти на создание марионеточной БССР в связи с общественным запросом и ситуацией в регионе.
Интернет-издание «Телескоп», разместившее данную публикацию, принадлежит к сети региональных сайтов пропаганды, предположительно связанной с российской организацией CIS-EMO, подробнее – в исследовании Центра EAST и iSANS. Редактором «Телескопа» является Лев Криштапович, сторонник концепции западнорусизма, в рамках которой отрицается существование белорусского народа в качестве полноценного и самостоятельного.