Слово «Белоруссия» веками существовало в русском языке
Утверждение
«Слово «Белоруссия» не может оскорблять национальные чувства белорусов, хотя бы потому, что оно веками существовало в русском языке и означало территорию с центром в Минске».
«С нашей точки зрения, маниакальное стремление местечковых идиотов впихнуть в «мову акупантаў» (так большая часть из них называет русский язык) слово «Беларусь», а также «беларус» и «беларуский» есть проявление гипертрофированного чувства собственной неполноценности, связанного с тем, что самостийная формула «Мы не русские, мы белорусские» звучит как «масло масляное».
«Белорусским самостийникам не повезло с самого начала: они, в отличие от украинцев, не нашли в XIX веке подходящего самоназвания без корня «рус» и были вынуждены заимствовать этноним из русской триады великорусы-малорусы-белорусы».
«После того как в конце XVIII столетия Белая Русь была возвращена в лоно русской государственности, данный регион стал именоваться «Белоруссия».
Пропагандистские нарративы
Опровержение
Данная публикация продвигает сразу несколько прокремлевских пропагандистских посылов, направленных на дискредитацию Беларуси и ее истории. Представление о том, что этноним «Беларусь» связан с Россией – популярное заблуждение. Этноним «русь» происходит от скандинавского слова «ruotsi» в связи с огромным влиянием, которое скандинавы (в Западной Европе они обычно известны как «норманы», в Восточной – «варяги», «свеи» или «русь») оказали на развитие Восточной Европы в 8-13 столетиях. Исторически, варяги-русь – это выходцы из Скандинавии, которые на торговом пути в Византию контролировали населенные пункты на территории современных Беларуси, России и Украины.
Долгое время в Российской империи и СССР антинорманская теория происхождения этнонима «русь» имела под собой сугубо идеологический, а не научный фундамент. Как пишет известный историк Андрей Котлярчук в своем исследовании «Шведы в истории и культуре Беларуси», «В западной исторической науке происхождение понятия «Русь» считается окончательно решенным, а все спекуляции на этот счет («русы», «роксоланы» и т.д.) ненаучными».
Таким образом, с научной точки зрения, наименование «белорусы» вовсе не происходит от «русских», а оба этнонима обязаны историческому наименованию скандинавов, которые властвовали в Новгороде, Полоцке, Киеве и прочих городах современных Беларуси, России и Украины около тысячи лет назад. Следовательно, и наименование «Белоруссия» – абсурдно с исторической точки зрения, поскольку название страны происходит вовсе не от России, а именно от этнонима «русь».
Соответственно, и утверждение о «возвращении» белорусских земель в «лоно русской государственности» в 18 столетии – абсурдно, поскольку никакого отношения русская государственность к белорусским землям до их включения в Российскую империю не имела. Отождествление исторической «Руси» (скандинавов, контролировавших бассейны Западной Двины и Днепра) с современной Россией – не научная, а идеологическая и пропагандистская прихоть. Читайте опровержения схожих пропагандистских посылов в наших более ранних статьях-опровержениях:
● Белороссы и великороссы – это один народ;
● Беларусь, по существу, – это Россия, и без России существовать не может.
Интернет-издание «Телескоп», разместившее данную публикацию, принадлежит к сети региональных сайтов пропаганды, предположительно связанной с российской организацией CIS-EMO, подробнее – в исследовании Центра EAST и iSANS. Редактором «Телескопа» является Лев Криштапович, сторонник концепции западнорусизма, в рамках которой отрицается существование белорусского народа в качестве полноценного и самостоятельного.