В Беларуси процветает русофобия и белорусизация за российские деньги
Утверждение
«Наглядным примером стало тотальное уничтожение русскоязычной топонимики при том, что население белорусских городов — сплошь русскоязычное. Целенаправленное вливание бюджетных средств именно в «мовные» издания — одно из проявлений давно проводимой Александром Лукашенко политики «белорусизации». Причём это давняя практика, возникшая не ситуативно в условиях пандемии, но уходящая корнями в первую большевистскую «белорусизацию» начала XX века. Именно тогда была изобретена «белорусская нация», проведена принудительная «коренизация», искусственно создан литературный язык и много другое — вплоть до республики в составе СССР. Несогласные с такой политикой подвергались обструкции, обрекались на голодную смерть, лагеря и расстрелы.
Пока же Москва всесторонне, в том числе экономически, поддерживает официальный Минск, который в своих «многовекторных» метаниях и «белорусизаторских» экзерсисах систематически выступает против русских интересов, против интересов русскоязычного большинства и демократии Белоруссии как таковой. Китай и Евросоюз тоже финансируют официальный Минск, но иначе, поэтому в этой отторгнутой от России постсоветской республике нет ни одного СМИ, которое бы открыто или скрыто выступало против СМИ, ни одного евро. При этом махровая русофобия цветёт пышным цветом, поглощая миллиарды рублей российских и белорусских налогоплательщиков, подпитываясь дополнительно с Запада».
Пропагандистские нарративы
Опровержение
В публикации содержатся абсурдные трактовки истории Беларуси, а также продвигается дезинформация о вытеснении русского языка, о русофобии и якобы проводимой политике белорусизации в Беларуси. Она нацелена на дискредитацию белорусской нации, ее культуры и языка.
Утверждения о «белорусизации» не просто безосновательны, но абсурдны. Напротив, в течение всего периода правления Лукашенко происходит последовательное вытеснение белорусского языка из образовательной системы, государственных СМИ и из общественной сферы в целом, несмотря на признание Конституцией белорусского языка государственным наравне с русским. В результате продолжения систематической русификации подчас правления Лукашенко, белорусский язык практически полностью вытеснен из общественной сферы.
Уже много лет на заглавных общенациональных белорусских телеканалах доля белорусскоязычного вещания мизерная, а вещание новостных программ полностью русскоязычное. Абсолютное большинство принимаемых в Беларуси законодательных актов доступны лишь на русском языке и не переводятся на белорусский. Публичные выступления высокопоставленных чиновников на белорусском языке также чрезвычайно редки. Белорусскоязычные граждане сталкиваются с систематической дискриминацией в системе образования, сфере обслуживания, коммуникации с госорганами и других сферах.
Белорусское национальное движение берет начало в конце XIX столетия. Первая регулярная газета на белорусском языке («Наша доля») начала выходить в 1906 году, задолго до прихода большевиков к власти. Идея создания белорусского государства была выдвинута в декабре 1917 года частью делегатов Первого Всебелорусского съезда в Минске, но съезд был разогнан большевиками. Белорусская Народная Республика (БНР) была провозглашена в марте 1918 в границах белорусской этнографической территории.
Именно большевики обвиняли создание БНР в попытке оторвать Беларусь от России. Германия начала вывод своих войск с оккупированных территорий, а в декабре 1918 года части Красной армии заняли Минск. Правительство БНР продолжило деятельность в эмиграции. В БНР существовал институт гражданства, государственная печать и символика, система образования, издавались почтовые марки. В 1921 году большевики заключили Рижский договор с Польшей, по которому белорусские земли были разделены надвое. Таким образом, большевики никоим образом не создавали белорусскую нацию и не пеклись о белорусской государственности – они позже были вынуждены пойти на создание марионеточной БССР в связи с общественным запросом и ситуацией в регионе.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов в БССР действительно имела место политика продвижения белорусского языка и культуры (такие же процессы были и в других республиках СССР). Однако эта недолговечная политика вскоре сменилась жесткими сталинскими репрессиями и физическим уничтожением почти всей белорусской культурной и научной интеллигенции.