Всебелорусский съезд в 1917 году использовал сине-бело-красную символику
Утверждение
«Не существует ни единого документа о том, что в 1917 году белорусские национальные организации единогласно признали БКБ символом Белоруссии. Иначе Белорусский съезд декабря 1917 г. не собирался бы под простым белым полотнищем с надписью «Нехай жыве вольная Беларусь» и в том же декабре 1917 г. не печатались бы проекты белорусского флага, выдержанного в традиционной для славян сине-бело-красной гамме. Никакого «государства» в 1918 году в Белоруссии не возникло, соответственно, и БКБ не становился государственным. Более того – этот флаг вообще никто и никогда не признавал официальным до 1991 года. Никаких всенародных референдумов о придании БКБ статуса национального и государственного не проводилось (в отличие от флага 1995 г., который был принят именно по результатам всенародного опроса)».
«БНР не было не только «национальным государством», но даже просто государством. Это была попытка нескольких самозванцев от политики создать нежизнеспособное государственное образование на землях, полностью оккупированных и подконтрольных Германской империи».
Пропагандистские нарративы
Опровержение
Данная публикация продвигает прокремлевские пропагандистские посылы (нарративы) о бесславной белорусской истории и исторических символах. Утверждения о том, что бело-красно-белая гамма не использовалась в ходе первого Всебелорусского съезда в 1917 году и что вместо этого печатались некие проекты в «традиционной для славян сине-бело-красной гамме» – лживые. Бело-красно-белая символика использовалась при открытии съезда, а подчас реставрации Купаловского театра, где и состоялся съезд, была найдена карточка с изображением бело-красно-белого флага и надписью «Нехай жыве Вольная Беларусь!», которая вероятно служила пропуском на съезд. В целом, бело-красно-белая символика активно использовалась белорусским национальным движением с конца XIX — начала XX века. В 2018 году бело-красно-белый флаг был формально утвержден в качестве государственного правительством Белорусской народной республики.
Представление БНР в качестве марионеточного образования на оккупированных Германской империи землях – лживое. Группа деятелей белорусского национального движения предприняла попытку взять на себя власть еще до вступления германских войск в Минск после отступления Красной Армии из города. Работу над Первой Учредительной грамотой к народам Беларуси Исполнительный комитет Совета Всебелорусского съезда завершил 19 февраля 1918 года. Через два дня она была провозглашена, Исполком объявил себя властью в Беларуси. Расчет был на то, что германскому командованию придется принять белорусское национальное образование как данность. Таким образом, активисты национального движения действовали не с подачи Германской империи, а вопреки ей и на опережение, находясь между молотом и наковальней (германскими войсками, с одной стороны, и большевиками, с другой). Уже на более позднем этапе среди деятелей БНР возникли разногласия по поводу позиции об отношении с оккупационными германскими властями.
Больше статей-опровержений на эту тему и схожие темы читайте в наших ранее опубликованных материалах:
● БЧБ-флаг и герб Погоня были визитной карточкой нацистской оккупации;
● Бело-красно-белый флаг и герб «Погоня» – антинародные, антиисторические и профашистские;